Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С начала года в России на 9,4% возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители все чаще отдают предпочтение общеобразовательным учреждениям, однако дети с ОВЗ по-прежнему плохо вливаются в обычный воспитательно-образовательный процесс.
Особое место среди нарушений развития у дошкольников занимает задержка психического развития. А. В. Запорожец считал, что физический или психический дефект может создать препятствия в развитии общения ребенка со сверстниками, установлению социальных связей, что является негативным фактором и нарушает «нормальное вхождение ребенка в культуру».
С учетом специфики социальной адаптации детей, имеющих ЗПР, данная категория детей попадает в группу социального риска. Зачастую включение таких детей в социальную жизнь сопровождается болезненными переживаниями.
Дети с ЗПР плохо ориентируются в ситуации общения, долго усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с другими людьми. В связи с этим для ребенка с особенностями в развитии, проблема развития различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также овладения коммуникативными навыками становится особенно актуальной. В большинстве случаев задержка психического развития обусловлена социальными факторами и может быть временной (также наблюдается тенденция полного восстановления).
В настоящее время многие ученые и практики признают необходимость социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интеграции.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития ребенка. Именно в этот период ребенок вступает в различные социальные группы, которые входят в состав более широкой социальной группы, а также расширяются границы его жизни. С этим обстоятельством связана необходимость в работе на ранних стадиях над уровнем социальной адаптации детей, имеющих ЗПР.
Доказано, что дошкольники с ЗПР из-за сниженного уровня общего и прежде всего речевого развития достаточно часто испытывают трудности в общении, поддержании диалога, в получении необходимой информации, а также в непосредственном разрешении конфликтных ситуаций.
Детям составляет трудность построить взаимоотношения в коллективе, им не доступна совместная игра со сверстниками, выполнение трудовых поручений. Исходя из этого, дошкольники с особенностями в развитии часто изолированы, из-за чего впоследствии испытывают эмоционально-личностный дискомфорт.
Краткий обзор литературы. Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.).
Описаны различные варианты ЗПР, специфика познавательной (Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) и игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович и др.) этой категории детей. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский и др.).
Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников и др.).
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.).
Описаны различные варианты ЗПР, специфика познавательной (Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) и игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович и др.) этой категории детей. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский и др.).
Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников и др.).
Недостаточно изучена специфика общения, следовательно, и особенности формирования социальных навыков у детей с ЗПР, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Таким образом, анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР показывают, что психологическое и социальное развитие таких детей затруднено, что вызывает необходимость целенаправленного формирования у них социальных навыков. Между тем, вопросы, связанные с целенаправленным развитием навыков социально одобряемого поведения у детей с задержкой психического развития, не получили в теории должного внимания.
Цель исследования: определить направления коррекционно-педагогической работы по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть вопросы социального развития детей дошкольного возраста;
• Охарактеризовать особенности детей дошкольного возраста с ЗПР;
• Выявить особенности и направления деятельности специалистов по формированию социальных навыков детей с ЗПР
Объект исследования: социально - педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: социально - педагогические условия формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования. Обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования; анализ педагогической документации, наблюдение за детьми и педагогами.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.В. Индивидуальное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях образовательной организации / А.В. Андреева // Новая парадигма социально-гуманитарного знания. Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2018
2. Бабкина, Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет. - № 1. - 2017. - 138-156 с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
4. Воспитание детей в средней группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1982. – 162 с.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста : книга для воспитателя детского сада / А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан [и др.]; под ред. А. М. Новоселова. - Москва : Просвещение, 1986
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. Л.М. Штутина, Л.М. Малова – М.: Педагогика, 2011. – 480 с.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1984
8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1984
9. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – Москва : Феникс, 2007
10. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : хрестоматия / О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург: Речь, 2007
11. Кащенко Е.С. Организация и проведение коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР / Е.С. Кащенко, С.В. Кучеренко // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 192-194
12. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – URL https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36565866_67091500.pdf
13. Князева Ю.Н. «Кейс-технологии как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников» [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32770763_17000710.pdf
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 209 с.
15. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. – 2003. – С. 213. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialno-kommunikativnykhnavykov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zad
16. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально–бытовых навыков у старших дошкольников с ЗПР / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М.: Школ, пресса, 2007. - № 3. - С.27-35.
17. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие / Л.С. Маркова. – М.: АРКТИ, 2002
18. Нацаренус, Н.Н. Особенности личности и деятельности ребенка с задержкой психического развития : рукопись ; Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т / Н. Н. Нацаренус, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2006
19. Панченко Т.В., Саргина Л.С. «Формирование безопасного поведения у детей 4-5 лет» 2017 г., с.6 [Электронный ресурс]. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-u-detey-4-5-let
20. Скворцова С.С. К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 477-480. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/141/39669/
21. Склезнева И.В. Психолого-педагогичеcкое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdeniesotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov
22. Теленчи, В.Н. Гигиенические основы воспитания. / В.Н. Теленчи – М.: Просвещение, 2010 – 102 с.
23. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
24. Фатихова, Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. Фатихова. – Уфа : ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011
25. Фатихова, Л.Ф. Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Л.Ф. Фатихова; Дошкольное воспитание. – 2018. - № 4. – 49-57 с.
26. Хазова С.А. Корнилова Д.Б. Психогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32728544
27. Шашерина Р.В. Использование интерактивных игр в социальнокоммуникативном развитии дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25303232
28. Шукшина С.Е., Сухова М.О. «Организация образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии». [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32752322_62149026.pdf
29. Яковлева Н.А. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2017/12/14/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-s-ovz-v-protsesseigry